Иркутск - один из самых живописных и самобытных городов России. Его архитектурное наследие привлекает туристов со всего мира. Главная историческая ценность современного Иркутска - его деревянная историческая жилая застройка. Она обладает удивительным декоративным убранством. Деревянное кружево является неотъемлемой частью иркутской культуры и искусства. Это добавляет особый шарм и эстетику городу, делая его неповторимым.
История Иркутска началась с возведения казаками-первопроходцами деревянного острога. На рубеже XVII - XVIII веков город стремительно рос, и в нем постепенно появлялись каменные здания, предназначенные для культовых, административных и общественных нужд. Весь остальной город был деревянным - кирпич был дорогим, а деревьев было в избытке в окрестностях, где раскинулась тайга. В 1730 году в Иркутске было всего 5 каменных строений, включая 2 церкви, приказную избу, пороховой погреб и пивоварню. Большинство жилых домов были деревянными. И через 70 лет ситуация не изменилась - к концу XVIII века в Иркутске было уже около 2800 домов, из которых только 30 были каменными, а все остальные деревянными. В 1803 году в городе насчитывалось 59 каменных зданий, а в 1810 году - уже более 70. Каменное домостроение велось, но темпы его развития не поспевали за ростом городского населения.
В середине XVIII века произошел переход от сельского типа застройки усадеб к городскому стилю, а внешний вид городских жилых домов изменился значительно с началом использования пиленых досок. Появление пиленых материалов сыграло важную роль в изменении архитектуры городских жилищ. Самцовую конструкцию крыши вытесняет стропильная. Изменяются пропорции домов. Оконные проемы становятся большими, волоковые окна остаются в прошлом. На окнах появляются наличники.
В 1879 году центральная часть города была почти полностью уничтожена Великим иркутским пожаром. После пожара, Комиссия, сформированная по указанию генерал-губернатора, закончила подсчет жилых домов в городе к 24 июня. В результате было выявлено, что в Иркутске осталось всего лишь некоторое количество жилых домов: 35 каменных, 382 больших деревянных, 872 средних деревянных и 1862 малых. Предстояло отстраивать город вновь. В качестве мероприятия, направленного на уменьшение вероятности возникновения пожара, была запрещена постройка деревянных домов на улицах Большая, Амурская, Тихвинская, Пестеревская, Ивановская в центральной части города. Но в остальной части города новая застройка, возникшая на месте сгоревших домов, имела мало отличий от допожарной. Это связано с тем, что новые дома были построены на тех же земельных участках, имели те же размеры зданий. Такое решение было принято из-за необходимости соблюдения нормативных требований в отношении противопожарных разрывов между зданиями, максимальной этажности и других обязательных условий.
В деревянной архитектуре Иркутска выделяют несколько направлений: барокко, классицизм, неорусский (славянский), восточный и модерн. Иркутская деревянная архитектура стиля классицизма воплощает в себе все основные элементы каменной архитектуры, но в деревянном исполнении. Этот стиль, известный как "деревянный классицизм", воссоздает формы каменной архитектуры с использованием дерева. Фасады, рекомендованные высшими властями, начали поступать из Санкт-Петербурга в Иркутскую губернию с 1792 года. В 1809 году был издан правительственный указ о строительстве частных домов в городах в соответствии с новыми рекомендованными фасадами. Это привело к значительному распространению деревянного классицизма в течение последующих лет. В 1809 - 1812 годах в Российской Империи были опубликованы пять альбомов с гравюрами, которые соответствовали требованиям русского классицизма. Они были объединены под названием «Собрание фасадов, Его Императорским Величеством высочайше апробированных для частных строений в городах Российской Империи». В европейской части России мастера старались полностью скрыть дерево - стены домов штукатурили, декоративные элементы отливали. В Иркутске все детали изготавливали из дерева. Особенность иркутского деревянного классицизма заключается в использовании фальшивых кронштейнов, в каменных строениях они были действительно необходимы, например, для поддержания балконов, но в деревянных домах использовались исключительно для имитации каменного строения.
В Иркутске модерн в дереве представлен только несколькими отдельными примерами. Модерн приходит в Иркутск на рубеже XIX - XX веков. При строительстве отдельных деревянных особняков использовались различные подходы.
В XX веке деревянное кружево в Иркутске пережило некоторый спад, связанный с изменением модных тенденций и распространением новых материалов. Однако, благодаря усилиям местных мастеров и сохранению традиций, это ремесло не было забыто.